Мы вам перезвоним!
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Каждый родитель мечтает о высоком IQ у своего чада. Все понимают, как важно развивать гибкость мышления.
Почему же другому, не менее важному, виду интеллекта уделяется так мало внимания?
Да и все ли вообще знают о EQ?
Диана Ахмадеева
Психолог, арт-терапевт, сертифицированный Expressive Arts терапевт, член Ассоциации Интермодальной Терапии Искусствами, методист и ведущий курса Арт-терапия

Что такое EQ?
На курсе Арт-терапии я часто прошу детей озвучить чувства. И слышу в ответ глубокие и осознанные фразы: "Я переживала из-за того, что ребята спорили", "Я разозлился, когда папа обещал, что мы поедем гулять, но мы не поехали". Часто мы воспринимаем детей как менее способных осознавать и говорить о своих эмоциях. Но верно ли это?

В отличие от более известного коэффициента интеллекта (IQ), эмоциональный интеллект (EQ) заключается в умении распознавать эмоции, понимать их причину и обходиться с ними. Что делать, если я злюсь, боюсь, или мне грустно. А если меня переполняет радость так, что хочется прыгать до неба - как ею поделиться?

С точки зрения науки, развитый эмоциональный интеллект предполагает 5 основных навыков:
  • Осознание и распознавание эмоций - своих и других людей;
  • Понимание причин возникновения эмоций;
  • Умение точно описать и назвать эмоцию;
  • Адекватное выражение эмоций;
  • Эффективная эмоциональная саморегуляция.
Если есть поддерживающая обстановка, доверительное окружение, в котором принято говорить о чувствах открыто, дети с большой готовностью делятся ими. Способность осознавать эмоции и говорить о них - одна из важнейших составляющих Эмоционального Интеллекта.
О важности EQ
По данным исследований, высокий эмоциональный интеллект влияет на повышение коммуникативных навыков, продуктивности, лидерских качеств, академической успеваемости и внимательности; помогает снизить симптомы стресса, депрессии и тревожности у детей, количество конфликтов. Умение осознавать свои и чужие эмоции и обходиться с ними - одно из очень важных умений для достижения успеха в жизни. Исследования показали, что "EQ предопределяет более 54% компонентов успеха (в отношениях, умении достигать целей, здоровье, качестве жизни)". Также есть данные исследований, что "подростки с высоким EQ получают более высокие оценки, реже вылетают из школы и совершают более частые выборы в сторону здорового образа жизни".

По мере того, как мозг детей развивается, они ежедневно испытывают эмоции (чувствуют себя беспомощными, злятся, грустят, испуганы, ревнуют). Общество учит детей школьным предметам или правилам личной гигиены, но при этом не учит тому, от чего напрямую зависит их качество жизни. Существует множество техник развития EQ. Однако зачастую мы, взрослые, сами не привыкли к здоровому обращению с собственными эмоциями. Неудивительно, что мы часто испытываем сложности в обучении детей обращению с их чувствами. Изменения начинаются с нас самих.
Учимся управлять эмоциями
Отправная точка и 1-ый шаг к управлению эмоциями - их НАЗЫВАНИЕ с обозначением ПРИЧИНЫ. Как эмоций ребенка, так и своих собственных.
Важно озвучивать актуальные собственные чувства, особенно "негативные" (печаль, гнев, тревогу): "Я расстроена и сержусь, потому что ты сказала, что помоешь посуду, но не сделала этого"; "Я испугалась, когда ты залез на дерево, поэтому закричала на тебя". Ребенку легче делиться своими чувствами, когда он видит, что так делают взрослые. Также начните называть чувства, которые испытывает ребенок: "Ты увлечен, и тебе сложно оторваться от игры, но нам пора"; "Похоже, ты разочарован, что пошел дождь"; "Ты вне себя от ярости, что брат сломал твою игрушку"; "Ты, похоже, обеспокоен поездкой. Я тоже нервничала на экскурсиях в детском саду. Хочешь рассказать мне об этом?". В большинстве случаев, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства теряют заряд и начинают рассеиваться.

Дети развивают сопереживание, испытывая его от других. А фразы "это же мелочь", "прекрати вести себя как маленький" только заставляют стыдиться и подавлять чувства. Принятие не означает, что взрослые полностью согласны с ними. Но так мы помогаем ребенку размышлять о своем опыте и том, что вызывает его чувства. "Ты так расстроен и злишься, что кричишь, чтобы я ушла. Я немного отодвинусь. Но эти чувства причиняют боль и пугают тебя. Когда ты будешь готов, я здесь, чтобы обнять тебя".

Так мы шаг за шагом создаем среду, в которой наши дети могут осознавать эмоции и адекватно с ними обходиться. А это, пожалуй, один из наиболее важных факторов для достижения не только успеха в жизни, но и, что более важно, их счастья.

Игры и упражнения для развития EQ:
Угадай эмоцию

Эта игра на умение распознавать и различать эмоции. Родитель показывает чувство или эмоцию невербально (мимикой и жестами), а ребенок отгадывает. Затем роли меняются.

Важно: даже если ребенок угадал неточно - все равно похвалите его. Обсудите нюансы и синонимы. Ведь цель - заинтересовать миром эмоций.

Калейдоскоп дня

Прекрасное средство укрепления детско-родительских отношений. Выделите 15 минут, чтобы спокойно побыть с детьми (не обсуждая д/з, покупки, планы). Расскажите друг другу, что было за день веселого, грустного, рассердившего, напугавшего. Не обязательно перечислять все - обычно легче озвучивают радостное. Но если произошло нечто тяжелое - ребенок будет иметь возможность этим поделиться.

Важно: не торопитесь решать проблему за ребенка, если он не просит об этом. Часто детям важно просто рассказать и быть услышанными.