Мы вам перезвоним!
5 принципов:
как снизить конфликты между братьями и сестрами
Диана Ахмадеева
Психолог, арт-терапевт, сертифицированный Expressive Arts терапевт, член Ассоциации Интермодальной Терапии Искусствами, методист и ведущий курса Арт-терапия
В семьях с 2-мя и более детьми зачастую родители сталкиваются с конфликтами, конкуренцией между детьми, манипуляциями и перетягиванием родительское внимания. Часто родители задают мне как детскому психологу вопрос: как взаимодействовать с детьми, чтобы свести к минимуму ревность, конфликты и конкуренцию между ними?
Вот перечень из 5 важных принципов, соблюдение которых в воспитании помогает каждому ребёнку чувствовать себя любимым и уважаемым, лучше взаимодействовать и теплее относиться друг к другу.
№ 1
Необходимо обеспечить равный подход к каждому ребёнку, вне зависимости от их ролей. Что это означает? Равнозначное отношение , а не «ты старший» и «ты младший». У каждого есть своё право не уметь чего-либо делать, право на помощь, право побыть лялечкой (часто у старших бывает «регресс» при рождении младших - им тоже хочется полежать в коляске или посидеть на ручках; надо дать им эту возможность - добрать то, что они не добрали).
    № 2
    Не нарушать права старшего, оправдывая это тем, что младший ещё маленький и не понимает («ты же старший» - подразумевая, что ты должен уступить и подстроиться. Именно такое неравноправие провоцирует ревность, конфликты, накапливает множество обиды и раздражениям у старших, что непременно скажется на их взаимодействии с младшими. Именно родители, а не старшие дети, должны встраивать младших а рамки. Тем более, что для младших вседозволенность также не оканчивается хорошо. Потом им сложнее социализироваться, а также страдает самооценка. Ведь они извлекают выгоду из позиции малыша. Но ощущение себя взрослым и значимым это не даёт.
      № 3
      Не бывает хлопка одной ладонью - в ссоре всегда виноваты оба. Если предпринимать санкции/наказания - то для обоих, а не для кого-то одного. Ссора за игрушку - забираем ее у обоих. Драка - каждый разводится по разным комнатам или разным углам по принципу «не можете договориться - отдохните друг от друга, не играйте пока вместе». Если применять санкции к одному - это всегда законно вызывает обиду у второго. Ведь в ссору каждый внёс свою лепту. Просто 1 - провокацией, а 2-ой бурной реакцией.
        № 4
        Разрешать выражать накопившееся друг на друга раздражение. Хотя бы вербально. Ребёнок имеет право озвучить, что брат/сестра его раздражает/бесит, что он/она его достала и прочие нелицеприятные вещи. Это не значит, что мы поощряем критику. Но мы не пускаемся в получасовые беседы о том, что это «родная кровиночка» и к ней вынь да положь надо испытывать только позитивные чувства. Мы спокойно говорим, что «да, понимаю тебя - братья/сестры иногда бесят и это нормально, ты можешь законно посердиться». Именно такой подход позволяет не накапливаться раздражению, высвобождает самые светлые чувства друг к другу. А если запрещать сердиться - то злость подавляется, накапливается, и перекрывает любовь.
          № 5
          У каждого должна быть своя область, за что его можно считать уважаемым и значимым человеком в семье - своя важная функция. Если старший хорош в чем-то - не надо ставить его младшему в пример или наоборот. Каждый должен получить свою порцию похвалы и одобрения, за свои индивидуальные особенности и заслуги. Допустим, один ходит в магазин, другой готовит. Или один хорош в английском, а другой в спорте.
            Также наладить взаимопонимание между детьми помогает Семейная арт-терапия. А снизить накал накопившихся друг на друга эмоций, отреагировать и выразить их с помощью творчества - прекрасно можно на Арт-терапии в группе. И то, и другое направление представлено в нашем клубе. Будем рады видеть Вас и ваших детей на занятиях!